Школа аргентинского танго

Мы учим людей танцевать

Адрес: М. Китай-город, Чистые пруды;
Армянский переулок, дом 7

Объятье в танго

Объятье в танго, или как общаться без слов

Статью принято начинать с определения. Но я, пожалуй, отойду от этого правила. Все описания объятия, дающиеся в энциклопедиях беспомощны и плоски, что совсем не удивительно. Дело в том, что вторая сигнальная система – речь, слова, которые мы используем, в том числе для определений и статей, — появилась относительно недавно (по меркам всемирной истории). До нее человечество пользовалось руками – жестами, прикосновениями. Возможно, этого было недостаточно для донесения идеи до широких масс, но вполне хватало для общения тет-а-тет.

Объятие – элемент «первой сигнальной системы». Древнего языка, гораздо более ёмкого и целостного, гораздо более понятного, чем буквы, которые вы читаете. Речь обращена к нашему несовершенному мозгу, преломляется и искажается по-разному в каждой чужой голове. Тактильное общение честнее и проще – оно обращено к нашему умному телу, обмануть которое гораздо труднее. Жаль только, что со временем человечество почти забыло язык объятия, ограничив его применение только дежурными приветствиями или интимом.

Объятие в быту

В нашем цивилизованном мире касаться друг друга не очень принято. «Интимные границы» не пересекаются, жесты регламентированы, к прикосновениям со стороны незнакомых людей относятся с подозрением. Но вот только потребность в физическом контакте никто не отменял. Это же такой мощный источник серотонина и окситоцина, куда там бананам и шоколаду.

Когда мы были детьми, объятия, поцелуи, простое поглаживание по голове означало, что нас любят. Что нас видят. Что нам рады. Чем взрослее мы становимся, тем чаще эти простые знаки заменяются словами. Но равнозначная ли эта замена?

Танго – специфическая среда, где объятие важнее речи. Где объятие имеет значение, не только на танцполе, но и вне его. Уроки, милонги, практики – оазис, где не действуют ограничения внешнего мира, где безнаказанно и с удовольствием можно трогать людей, говорить руками и слушать кожей. Это языковая школа, или даже скорее «разговорный клуб» древнего языка, где можно вспомнить, как общаться, получая при этом интенсивное удовольствие на гормональном уровне

База

Что такое объятие для людей, которые только пришли в танго? Некая формула, рамка, положение рук, регламентированное правилами этого танца. Одну руку мы помещаем в руку партнера, а вторую, ненужную, кладем на его плечо или на спину. Надо же, в конце концов, ее куда-то положить. Заодно обозначить, что вы, типа, пара.

Только редкие и лучшие преподаватели рассказывают, что все немного сложнее. И руки мы кладем именно туда, куда кладем, не просто так. Дело в том, что объятие это не просто рамка – это инструмент создания взаимодействия, которое в свою очередь является основой импровизации. И через руки (в частности), мы держим связь друг с другом, читаем друг друга, слушаем и говорим.

Объятие без взаимодействия

Как обнимаются люди, не знакомые с танго? Друзья, родственники, персонажи с табличками «free hugs» на Арбате? Обычно так: стоя в двух шагах друг от друга, тянутся друг другу, но пытаются свести к минимуму площадь соприкосновения, и сжимают друг друга на период короткого выдоха. Это объятие? Скрепя сердце, признаю, да. Но это статика, ледяная скульптура, пустая форма без содержания, мертвое междометие, оставшееся в современной культуре от некогда живого языка тела.

Представим – на такую обнявшуюся пару несется велосипедист, и один из «партнеров», увидев это, хочет резко переместиться и переместить свою подругу/друга. Как он(а) это сделает? Спорим, — крикнет, толкнет, потащит, поднимет в воздух и отпрыгнет (если джентльмен и достаточно силен). Но герою и в голову не придет сообщить об опасности объятием, и уж тем более этим объятием увести подругу с проезжей части. Хотя это же было бы самым простым, быстрым, энергосберегающим и эффективным способом уберечься и уберечь. Хотя, что это я. Простым? Да нет, не очень. Навык «разговора телом» необходимо наработать, причем обеим сторонам.

Взаимодействие

Если объятие это форма, то взаимодействие – его содержание. Его смысл и цель.

В человеческом теле около 700 мышц. Мы работаем ими ежедневно, постоянно, не замечая этого. Нужно почесаться, почистить зубы, поднять чашку с чаем? Нам стоит только подумать, а рука уже тянется к цели, работают сгибатели и разгибатели, двуглавые и трехглавые. Но что если добавить в этот налаженный процесс неосознанного самообслуживания дополнительное слагаемое – другого человека. 

Что, если мы хотим не просто сделать, например, два шага, но сделать их вместе с партнером. Одновременно, синхронно, не упав и не набив синяков. Как показать отдельному организму, что именно мы хотим? Как заставить человека прочитать твои мысли? Очень просто — через тело. Как дать ему «прочитать» твое тело? Дать к себе прикоснуться. Да не одним пальцем! Большая площадь соприкосновения облегчает понимание, а комфорт дает дополнительное удовольствие. Короче говоря, дай человеку тебя обнять.

На сухом и деловом медицинском языке процесс телесной танго-коммуникации выглядит так. Мозг партнера дает его телу сигнал к началу движения. В зависимости от того, куда направлено это движение, меняется тонус соответствующих мышц. Мозг партнерши через тактильные рецепторы считывает смену тонуса мышц, дешифрует эту информацию и посылает команду это движение, например, повторить. Партнер же считывает, благополучно ли дошла его информация до реципиента, и что она имеет сказать в ответ.

Физическая телепатия

Такая несложная «физика» при прокаченном навыке восприятия обостряет «физическую телепатию» до крайних пределов.  В объятии вы – сообщающиеся сосуды. Обмен тактильной информацией идет не только и не столько через ладони (хотя рецепторов там много, и чувствовать ими проще), но через буквально все. Вы открываете не просто порт, а целые ворота. Вы не просто отращиваете пуповину, а сливаетесь, как сиамские близнецы. Скоро информация, полученная от партнера, перестает проходить сквозь головной мозг («а куда я поворачиваюсь, если он сделал это?»), и сразу идет в спинной. Задержка между импульсом и ответом составляет меньше доли секунды, вы реагируете мгновенно, — движением, настроением, эмоцией. (Когда-то я писала пост про «повести на застрелиться». Иногда эта связь становится настолько крепкой, что кажется, что поведи тебя партнер на самоубийственное движение, ты пойдешь, не успев подумать, что происходит).

Эмпатия и алхимия

Про реагирование настроением и эмоцией это я, кстати, не для красного словца. И радость в танго (на поздних его стадиях) мы чувствуем не по причине хорошо удавшегося болео, и печаль – не по причине каблука, пришедшего в ноготь. В танце мы в прямом смысле отдаем свои эмоции, получаем чужие, смешиваем, и часто – создаем другие, общие.

Тело, как мы знаем, — зеркало души. Наши мысли, глубокие переживания, эмоциональный фон так же меняет мышечный тонус разных групп мышц (так, мы по позе человека, даже без мимики, можем определить, что он печалится или радуется). Танцуя, обнимаясь, взаимодействуя, читая друг друга, мы воспринимаем всю имеющуюся информацию, без фильтра. Берем и «сейчас ты делаешь очо», и «меня выбесили на работе». Чувствуем, привносим свое, меняем, и отдаем обратно. И так далее. Пока… пока не кончится музыка, и мы не выйдем из объятия не такими, какими в него входили.

Техника

Объятие, чувствование, обмен информацией… Для многих это возможно звучит чистой метафизикой, непонятной и недоступной. Ну, так это пока. Извините, надо было вас предупредить раньше. Для того, чтобы взаимодействие в объятии получилось, нужна… техника.

Разобранный автомобиль представляет собой просто груду металла, которую невозможно сдвинуть с места. Но автомобиль собранный и налаженный обретает жизнь, легкость и скорость, и может чутко реагировать на малейшее нажатие на педали и отклонение руля. Способность к контакту и импровизации в танго целиком и полностью зависит от того, «собрано» ли, связано ли воедино ваше тело.

Чтобы начать чувствовать своего партнера, ваши собственные проблемы должны беспокоить вас по минимуму. Чтобы создать диалог на языке тела, нужно, чтобы у вас не заплетались ноги. Чтобы быстро реагировать на импульсы, необходимо освободить свои суставы. Чтобы не забивать «эфир» взаимодействия помехами, нужно крепко стоять на балансе. Чтобы настроить «антенны» для восприятия не только на ладонях, но и на коленках, и на затылке, и на копчике, и на пятках, и на спине, и под диафрагмой… нужно чувствовать и осознавать свое тело в каждый момент времени, и быть способным им управлять.

Взаимодействие без объятия

Кстати, бывает ли такое? Конечно. Считывать информацию о мышечном тонусе – а значит, о намерениях своего партнера или оппонента, — можно визуально. Как, например в фолк-танцах, типа чакареры, или в боксе. Современному цивилизованному человеку так даже проще. В частности, поэтому обучение в танго начинается с открытого объятия: это некий гибрид визуального и тактильного способа восприятия. Но чем сильнее мы тренируем нашу кинестетику, тем ближе становятся объятие, и тем чаще закрываются глаза.

Тренировка

Так, как в танго вовлекается тактильный сенсорный механизм, он не вовлекается в нашей обычной жизни, больше, пожалуй, нигде. Даже в сексе. Восприятие – тоже навык, и его тоже можно прокачать. Как ослепшие люди открывают новый мир звуков и постепенно учатся в нем жить. Так и люди, выросшие в бетонных джунглях порой учатся чувствовать друг друга. Однажды мы понимаем, что знаем, куда партнер хочет, чтобы мы пошли. Потом мы понимаем, что он сегодня, возможно, чувствует себя не так, как вчера. Потом, уже обнимая его при встрече, мы знаем, что именно с ним так или не так, и что мы можем ему дать, или дать не можем. А потом… мы понимаем, что мы, блин, чертовы телепаты.



Ирина Стрелкова.