Школа аргентинского танго

Мы учим людей танцевать

Адрес: М. Китай-город, Чистые пруды;
Армянский переулок, дом 7

Edgardo Donato

(Edgardo Donato)



Эдгардо Донато                                            Edgardo Donato (14 April 1897 — 15 February 1963)
скрипач, дирижер и композитор               
  by Oscar Zucchi                  

Известный и выдающийся, с острым критическим взглядом, музыкант Эктор Мария Артола (Héctor María Artola) сказал: «Буэнос-Айрес – единственный город на земле, где хорошо исполняют танго, включая Монтевидео».
На мой взгляд, количество хороших уругвайских музыкантов, играющих танго, в нашей стране довольно велико. По-другому дело обстоит с музыкальными коллективами. Здесь только исключения: квартет Алонсо-Минотто (Alonso-Minotto), но они делали лишь студийные записи, и команда скрипачей Эдгардо Донато и Роберто Зеррийо (Roberto Zerrillo), причем первые – аргентинцы, основавшие свою группу в Монтевидео.

Истории многих танго-музыкантов обычно похожи. Донато, как и многие выдающиеся музыканты, родился в семье выходцев из Италии. Эрнесто Донато, его отец, играл на мандолине. Позже он переключился на виолончель, и до конца жизни музыка была его страстью. К концу жизни он руководил камерным оркестром в Монтевидео.
У его матери было девять детей, из которых трое стали музыкантами: Асканио (Ascanio), виолончелист и композитор; Освальдо (Osvaldo), пианист и композитор, и Эдгардо Фелипэ Валерио (Edgardo Felipe Valerio), скрипач.
Донато родился в Буэнос-Айресе неподалеку от Сан-Кристобаля, расположенного южнее центра города, в месте, адрес которого сейчас звучит так: авенида Белграно, 1657. Когда он был еще ребенком, его семья переехала на жительство в Монтевидео, столицу Уругвая.

В десять лет его начинает учить музыке его отец, а позднее он учится в консерватории имени Ференца Листа. Когда ему исполнился 21 год, он уже был готов работать профессионально. Начинал он со своим отцом в области оперной музыки. Он носил жесткий воротничок и выглядел очень серьезным, несмотря на то, что по жизни был закоренелым весельчаком, даже когда играл на скрипке.
Но вскоре он скинул с себя это «ярмо» и присоединился к оркестру Негро Кеведо (Negro Quevedo) аргентинского бандонеониста, на фортепиано у которого играл Энрике Делфино (Enrique Delfino).
В 1919 Донато стал выступать с оркестром Карлоса Уоррена (Carlos Warren), первым в стране оркестром, игравшем джаз. На некоторых выступлениях они выступали поочередно с оркестром Эдуардо Ароласа (Eduardo Arolas). При таких обстоятельствах Донато и познакомился со скрипачом Роберто Зерийо.

В 1922 году он сочинил свой первый хит «Julián», на слова Хосе Паниццы (José Panizza). Донато пытался продать его за двадцать песо, а потом и дешевле, но не нашел покупателя. В конце концов он издает его на свои деньги. Но через два года это его танго постиг успех – в Буэнос Айресе песню исполнили Ирис Марга (Iris Marga) и популярная певица Росита Кирога (Rosita Quiroga).
В 1923 были выпущены такие его песни как: «Corazoncito de oro», «Beba» и «Muchacho» – все на слова Селедонио Флореса (Celedonio Flores).
Вскоре после этого он сочинил танго, впоследствии ставшее одним из наиболее часто исполняемых, — «A media luz», — которое вместе с «La cumparsita», «El choclo» and «Caminito» является сейчас образцом музыки Рио-Плата.
«Я сочинил «A media luz», когда ехал в трамвае» — говорил композитор. Танго было впервые исполнено в Монтевидео с голосом Люси Клори (Lucy Clory). Немного позднее его записали Фирпо, Канаро, и Гардель.
Следующими были «Oiga» и «T.B.C.» (название одного закрытого клуба в Монтевидео).

В 1927 он собрал оркестр под лейблом «Донато-Зеррийо», включившего в себя Эктора Мария Артолу, Хуана Туртурейо (Juan Turturiello) и Эктора Гентиля (Héctor Gentile) на бандонеонах; на скрипках – Донато, Зеррийо и Армандо Хулио Пьовани (Armando Julio Piovani), который к тому же мог был вокалистом; на фортепиано – Освальдо Донато; другой его брат Асканио — на виолончели, и Банкала (A. Bancalá) — на контрабасе. Их дебют состоялся 14 июля 1927г. в Монтевидео, где они были замечены импресарио кинотеатра Буэнос-Айреса — Селект Лавайе, — на сцене которого выступали лучшие оркестры. Он пригласил их для выступления на весь сезон.
Они пробыли там до 1930 года под именем «Orquesta Típica criolla Donato-Zerrillo», а реклама на афишах гласила: «Девять асов танго, самый потрясающий местный оркестр, который вам когда-либо доводилось слышать.»
К ним присоединился певец Луис Диас (Luis Díaz), и они записались на лейбле «Брунсвик». Луис Диас появляется на 20 из 50 записей.
В 1930−м, после короткого тура с певицей Азукеной Майзани (Azucena Maizani), группа распалась.

Если сравнивать оркестр Донато-Зеррийо с последующим образованием Эдгардо Донато, можно заметить, что первый был группой, более бедной в музыкальном плане, с паузированным ритмом и редкими показательными пассажами солистов. Второй же отличался динамически разнообразным фразированием, при этом частые показательные вступления бандонеонов и скрипки Донато были весьма к месту. Также можно отметить «музыкальную гимнастику», которую проводил Донато, и его знаменитое «пиццикати». Новый оркестр, уже только с одним лидером, начал записываться для «Брунсвика» и играть в разных театрах и кинотеатрах, а также на радио «Голос ветра» (LS9 Radio La voz del aire), где его анонсировали как «Восемь виртуозов столичного танго, Эдгардо Донато и его потрясающая «tipica criolla».

Оркестр состоял из: Хуана Туртурейо, Висенте Виларди (Vicente Vilardi) и Мигеля Бонано (Miguel Bonano) на бандонеонах; Эдгардо Донато, Армандо Пьовани и Паскаля Умберто Мартинеса (Pascual Humberto Martínez) на скрипках; Освальдо Донато на фортепиано, Асканио Донато на виолончели и Хосе Кампези (José Campesi) на контрабасе.
Его вокалистами были Луис Диас, Антонио Родригес Лезенде (Antonio Rodríguez Lesende), Карлос Виван (Carlos Viván) и Теофило Ибанес (Teófilo Ibáñez), а также Августин Магальди (Agustín Magaldi) при записи танго «Vagabundo». Для «Брунсвика» они записали более 130 номеров; а с декабря 1932 года переключились на «Виктор» и записали «El Huracán» со своим новым вокалистом Феликсом Гутиерресом (Félix Gutiérrez). Они работали  с этим лейблом и впредь, не считая короткого периода работы с «Пампа», выпустив в общей сложности более четырехсот записей.

Оркестр Эдгардо Донато был в числе оркестров, включенных в кинокартину «Tango» (1933г.), самый первый аргентинский звуковой фильм с полноценным саундтрэком. В том же году оркестр появился в картине «Los tres berretines». Донато сочинял музыкальные темы для фильмов, и среди них следует особо отметить темы для «Riachuelo», «Picaflor» и «Así es el tango».
Оркестр постоянно выступал на радио, а также в различных кабаре и клубах.
В 1944, помимо выступлений со своим оркестром, Донато собрал квартет «Los caballeros del recuerdo» для исполнения репертуара «старой гвардии», в него вошли Франсиско Праканико (Francisco Pracánico) на фортепиано, Ансельмо Айета (Anselmo Aieta) на бандонеоне и скрипки Донато и Доминго Доннарумы (Domingo Donnaruma).
В 1945 его брат Освальдо собрал свою собственную группу, в которую ушли многие музыканты оркестра Донато, и тому пришлось реорганизовать труппу. Он пригласил Эрнесто Росси (Ernesto «Titi» Rossi) как бандонеониста и оранжировщика, Хулиана Пласу (Julián Plaza), также, как бандонеониста; первой скрипкой стал Роландо Курцель (Rolando Curzel); на фортепиано – Бернандо Блас (Bernardo Blas).

Оркестр снова появляется в кино, в фильме, ставшем символом того периода, «Pelota de trapo». Они аккомпанировали певцу Оскару Фуэнтесу (Oscar Fuentes).
Оркестр Донато был танцевальным оркестром, без особых претензий на стиль, и вполне соответствовал веселому и рассеянному характеру своего лидера. Люди говорили: «он живет на Луне». Про рассеянность Донато ходило много историй, не все из которых, правда, были правдивы. Его дочь рассказывала, что как-то он ехал в трамвае и встретил там знакомого, с которым разговорился. Они вышли из трамвая, продолжая болтать, и только через некоторое время Донато понял, что его жена, с которой он ехал, осталась в трамвае.
В другой раз он сказал, что ему хотелось бы иметь в своем оркестре певца Адольфо Риваса (Adolfo Rivas), которого он как-то прослушивал в звукозаписывающей студии. Он совсем забыл, что Ривас уже числился в его оркестре и в это время ожидал Донато для записи.

Донато был композитором более чем двухсот номеров, и некоторые из них являются настоящей классикой танго: A media luz", «Julián», «Muchacho», «El huracán», «T.B.C.» и другие, также весьма ценные: «Se va la vida», «Por mi viejita», «El acomodo», «Mi serenata», «Beba», «Volvé», «Cartón ligador», «Riachuelo», «Pobre soñador», «El lengue», «Bigotito», «Qué careta», «Se va la lancha», «Pensalo bien».
Помимо вышеупомянутых вокалистов Донато также сотрудничал с Антонио Майдой (Antonio Maida), Уго дель Каррилом (Hugo del Carril), Хуаном Алессио (Juan Alessio), Орасио Лагосом (Horacio Lagos), Литой Моралес (Lita Morales) и выдающимся уругвайским композитором и певцом Ромео Гавио (Romeo Gavio (Romeo Gavioli)).

 

Перевод — Александр Сорокин (el gato tango)

http://www.todotango.com

 

Данные музыкальные файлы предназначена только для ознакомления!
Если вы не хотите расставаться с этой музыкой, вы должны купить лицензионные копии.